Офсетная печать

Общие понятия и подготовка к печати.

Офсетная печать — это один из способов печати полиграфической продукции, который характеризуется тем, что перенос офсетной краски на материал (бумагу, пленку и т.п.) происходит не напрямую (как в цифровой печати а-ля принтер), а через промежуточный элемент — офсетный цилиндр, на который натянуты (предварительно изготовленные) офсетные пластины так называемые печатные формы для офсетной машины. Офсетные машины делятся на листовые и ролевые, мы очно имеем дело с листовыми.

На основании подготовленного печатного макета изготавливаются, как правило, четыре прямоугольные пластины. Четыре потому что офсетная машина печатает полноцветное изображение с помощью четырех основных красок CMYK (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый, Key color — черный). На каждый из этих ключевых цветов изготавливается отдельная офсетная пластина, которая крепится вокруг печатного цилиндра. У каждого цилиндра свой цвет и своя пластина.

Есть 4х, 5ти, 6ти и более красочные (секционные) машины, которые позволяют печать дополнительными красками, называемыми «пантонами» за один прокат/прогон/раз. Pantone – это цветовая модель, стандартизованная система подбора цвета.
Остановимся подробнее на этом моменте.

Цветность в полиграфии.

CМYK – схема получения цвета. Путем смешения вышеперечисленных красок можно получить достаточно широкий спектр цветов, обычно клиенту этого хватает.

 


Спектр широкий, но все же есть масса оттенков, которые он передать не способен. Кроме того, в зависимости от машины и предпечатных настроек макеты сданные в печать в палитре cmyk могут по разному отображаться при печати. Например, золотой цвет может уйти в зеленый или в красный оттенок, если печатник на приладке увеличит подачу циану или мадженте соответственно. В офсетной печати (только в ней, цифровой и широкоформатной это не касается) предусмотрена альтернатива – пантоны.
Pantone - Цветовая модель Пантон, система Pantone Matching System — это широко используемая стандартизованная система идентификации и подбора цвета, общепризнанный международный стандарт в издательском деле и офсетном производстве, от одноименной компании.
Идея стандартизации цвета в том, чтобы независимо от используемого оборудования позволить дизайнерам точно воспроизвести нужный цвет, лишь указав его номер. CMYK не дает такой гарантии. Суть заключается в том, что разные краски смешиваются заранее, на заводе по банкам по определенным для каждого цвета пропорциям. В результате типография печатает уже готовой краской. Печать пантонами – гарантия, что не зависимо от типографии цвет всегда будет совпадать с тем, который выбрал клиент.
Компания выпускает каталоги эталонных цветов (цветовые веера Pantone, пантонники). Каждый цвет из каталога имеет свой код идентификации. Также в некоторых веерах для каждого цвета есть близкий к нему аналог из cmyk

 

Цвет по Pantone ещё часто применяется в том случае, когда нужно напечатать ровную и однотонную плашку (большую однотонную область без градиентов (переливов цвета)). Добиться нужного цвета плашки будет сложнее при совмещении четырех красок (CMYK).
Таким образом цветность макетов может быть cmyk или cmyk + pantone и при составлении технического задания (ТЗ) это указывается цифрами, где цифра 4 означает 4 краски, то есть cmyk, а если красок написано 5 или 6, значит помимо цмика используется пантон. Например, для обычного одностороннего плаката цветность будет 4+0 где ноль означает пустую сторону, там нет печати, а 4 – cmyk. Если плакат двусторонний – 4+4. Пантоны чаще всего применяют на обложках каталогов или упаковке. В ТЗ каталогов отдельно указывается так: обложка 4 полосы (так полиграфисты называют страницы) 6+4 (cmyk/pantone 465С, 7716C + cmyk). то есть на обложке присутствует некое изображение в цмике, пусть это будет фотография конфет, и 2 пантона, очевидно в логотипе, а на другой стороне уже только цмик. Разумеется, печать пантоном приводит к удорожанию тиража.
Стоит упомянуть, что все мониторы, отображают изображение в цветовой схеме RGB и дизайнерам в их специализированных программах приходится переключаться с этой цветовой схемы на CMYK. Тем не менее, в зависимости от марки монитора, цвета на разных моделях могут различаться.

Внимательный взгляд заметит то, что в этой графической схеме в центре белый цвет, тогда как в CMYK он черный. В этом кроется очень важная деталь – офсетные и цифровые машины не печатают белым цветом!
Возвращаясь к печати, если у машины только 4 секций для красок, то есть она пятикрасочная, а в макете 5 цветов, то эти листы нужно будет прогонять еще раз, после замены краски в одной из секций на пантонную, что непременно должно сказаться на стоимости работ. Тоже касается макетов в 6 цветов и пятикрасочных машин.
После подготовительной стадии начинается приладка.

Приладка

Приладка в офсетной типографии — это установка печатных пластин на цилиндры, регулировка подачи краски, давления и проведение процедуры по совмещению цветов. Печатник офсетной машины запускает приладочную печать, во время которой отпечатывается некоторое количество пробных листов. Делается это для того, чтобы все цвета идеально совместились на печатном листе. Во время приладки, в случае необходимости, печатник регулирует подачу той или иной краски для достижения желаемого цвета или оттенка.
В результате приладки расходуется примерно по 50 печатных листов на каждый из четырех цветов CMYK, в итоге получается, что тратится около 200 приладочных листов на один тираж. Бывают случаи, когда требуется и больше печатных листов, чтоб добиться желаемого результата. Поэтому офсетная печать нерентабельна при малых тиражах. Любое наименование полиграфической продукции может быть рассчитано на офсетном производстве, если тираж не менее 500 шт. До 500 – цифровое для малоформатных изделий и широкоформатное, соответственно для больших форматов.
Изредка, особо требовательные заказчики, просятся приехать на приладку, чтобы лично проконтролировать получаемый оттенок.
После приладки печатается весь тираж листов, Которые после печати уходят на резку и сборку.
В зависимости от производителя, у офсетной машины может варьироваться максимальный формат печати, но зачастую он (формат) приближен к стандартным форматам А1 или А2, реже А0, из чего следует их ограничение, если речь идет о печати больших плакатов, а также то, что на большеформатной машине меньший расход бумаги, а значит печать несколько дешевле.
Ниже, мы рассмотрим дополнительные стадии обработки печатной продукции, которые бывают встроенными в офсетные машины или отдельно стоящие аппараты. И напоследок фото офсетного производства:

Менеджер
Сафронова Екатерина
Ведущий специалист
+7 000-00-88
Консультация специалиста
Наш менеджер перезвонит вам в течении 5 минут
Менеджер
Хорошова Анастасия
Эксперт
+7 000-07-00
Заказать расчет
Наш специалист свяжется с вами в течении 5 минут